Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Профессиональная тайна в психологии. Соблюдение профессиональной конфиденциальности

Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как складываются терапевтические отношения между клиентом и психологом. Основа этих отношений – доверие. Благодаря ему клиент делится с психологом тем, что ему важно и дорого, открывает свои переживания. От того, как специалист распорядится полученной в ходе консультирования информацией, иногда зависит благополучие и здоровье не только клиента и его семьи, но и других людей.

Приведем наглядный пример. Виктория, 22 года, семь из них по настоянию мамы ходит к психологам. Симптомы – повышенная тревожность, приступы страха, сопровождающиеся удушьем. «Прихожу на сеанс просто «поболтать», ни о чем. Зачем я буду открывать душу психологам? Они потом все рассказывают моей маме! Я и не знала, что имею право на конфиденциальность!» Семь лет Виктория мучилась, испытывая приступы острой тревоги, семья девушки тратила деньги впустую, тревожное расстройство хронифицировалось – все потому, что консультирующие ее психологи нарушали принцип конфиденциальности.

В результате подобных действий могут быть разрушены семьи, нанесен урон карьере и здоровью, обесценены результаты работы, да и сама идея психологического консультирования. Именно поэтому конфиденциальность присутствует во всех этических кодексах психологов и психотерапевтов.

Первый этический кодекс психологов

Первый этический кодекс психологов разработан авторитетной организацией – Американской психологической ассоциацией , его первая редакция появилась в 1953 году. Этому предшествовала пятилетняя работа комиссии по этическим нормам, на которой разбиралось множество эпизодов поведения психологов с точки зрения этики.

Согласно кодексу, психологи должны защищать конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, и обсуждать вопросы ее защиты в начале терапевтических отношений, а если в ходе консультирования обстоятельства изменились, вновь вернуться этому вопросу. Конфиденциальная информация обсуждается только в научных или профессиональных целях и только с лицами, имеющими к этому отношение. Раскрывать информацию без согласия клиента можно лишь в ряде случаев, прописанных в кодексе. Основные моменты такого раскрытия связаны с тем, чтобы не допустить нанесения вреда самому клиенту и другим людям.

Среди практикующих психологов в США очень популярен и этический кодекс Американской ассоциации консультантов .

В США за нарушение можно поплатиться лицензией

«Согласно этическому кодексу Американской ассоциации консультантов, публикация случая возможна только после того, как клиент прочитал текст и дал письменное разрешение либо детали изменены до неузнаваемости, – говорит Алена Прихидько, семейный терапевт. – Консультант должен обсудить с клиентом вопрос, кто, где и когда будет иметь доступ к конфиденциальной информации. Также психотерапевт обязан получать разрешение клиента на то, чтобы обсуждать его случай с родственниками. Вынос случая в публичное пространство без разрешения грозит как минимум штрафом, максимум – лишением лицензии . Психотерапевты в США дорожат своими лицензиями, ведь получить их непросто: необходимо сначала закончить магистратуру, потом 2 года отучиться в интернатуре, сдать экзамены, проходить супервизии, знать законы и этические кодексы. Поэтому сложно себе представить, что они будут нарушать этический кодекс и без разрешения описывать своих клиентов – например, в социальных сетях».

А как у нас?

В России пока не принят закон о психологической помощи, нет общего для всех психологов этического кодекса и крупных престижных психологических ассоциаций, которые были бы на слуху.

Российское психологическое общество (РПО ) попыталось создать единый этический кодекс психологов. Он опубликован на сайте общества, и им руководствуются входящие в РПО психологи. Однако пока РПО не имеет большого авторитета среди профессионалов, далеко не все психологи стремятся стать членами общества, большинство ничего не знает об этой организации.

В этическом кодексе РПО о конфиденциальности в консультативных отношениях сказано немного: «Информация, полученная психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий». Понятно, что психолог и клиент должны согласовать условия разглашения конфиденциальной информации и далее придерживаться этих договоренностей.

Получается, что в России среди психологов нет единого понимания принципов профессиональной этики

Этические кодексы психологов, созданные на уровне российских ассоциаций по направлениям психотерапии, также обязательны к применению только членами ассоциаций. При этом у некоторых ассоциаций нет своих этических кодексов, а многие психологи не входят ни в какие ассоциации.

Получается, что на сегодня в России среди психологов нет единого понимания принципов профессиональной этики. Зачастую профессионалы очень поверхностно понимают этические принципы , в том числе мало осведомлены и о принципе конфиденциальности. Поэтому все чаще можно увидеть, как популярные психологи описывают сессии, не получив разрешения клиентов, составляют перечни смешных клиентских запросов, а в комментариях к постам ставят диагнозы комментаторам.

Что делать, если ваш случай стал достоянием общественности

Допустим, информация о работе с вами была размещена психотерапевтом в интернете – например, в социальных сетях. Узнайте, в каком профессиональном сообществе состоит ваш психолог (если не выяснили этого перед первой консультацией).

Если психолог состоит в профессиональной ассоциации, вы сможете предотвратить нарушения конфиденциальности в отношении других клиентов, а также нанести урон профессиональной репутации специалиста. Найдите сайт профессионального сообщества в интернете. Поищите раздел «Этический кодекс» и внимательно прочтите его. Составьте жалобу и обратитесь в этический комитет сообщества. Если вы не нашли кодекса и контактов этического комитета, обратитесь с жалобой напрямую к президенту сообщества.

Под давлением коллег психолог будет вынужден пересмотреть свое отношение к профессиональной этике. Возможно, его исключат из общества, однако практики он в любом случае не лишится, поскольку деятельность психологов в нашей стране пока не лицензируется.

Как не допустить нарушения принципа конфиденциальности

Чтобы не допустить этических нарушений, нужно предпринять ряд действий еще на этапе выбора психолога.

Важно, чтобы у консультирующего психолога были не только базовое психологическое образование, но и профессиональная переподготовка по одному или нескольким направлениям психотерапии. Также ему необходимо пройти личную терапию и регулярную супервизию у более опытных коллег, состоять в профессиональных сообществах.

При выборе специалиста...

...попросите копии диплома о высшем образовании и свидетельств о профессиональной переподготовке.

...выясните, в каком профессиональном сообществе состоит психолог и кто его супервизор. Посетите сайт ассоциации, поищите своего специалиста среди членов общества. Ознакомьтесь с этическим кодексом ассоциации.

...спросите, как ваш психолог понимает принцип конфиденциальности . Задайте конкретные вопросы: «Кто кроме вас будет иметь доступ к конфиденциальной информации? Кто сможет узнать то, о чем мы будем говорить в ходе консультирования?» Адекватный ответ психолога в данном случае будет таким: «Возможно, я захочу обсудить ваш случай со своим супервизором. Как вы к этому относитесь?»

Эти меры предосторожности помогут найти действительно профессионального психолога, которому вы сможете доверять и в результате работы с которым получите эффективную психологическую помощь.

Взаимоотношения между людьми строятся на различных принципах. Среди них существует принцип конфиденциальности информации, которого часто придерживаются государственные работники и деловые люди, однако и в личных отношениях он действует..

В обыденной жизни под конфиденциальностью понимается сохранение тайны или секрета. Люди вынуждены скрывать некоторую информацию о себе. Это сделано для того, чтобы ею не воспользовались в корыстных или злых целях. Человеку приходится скрываться, недоговаривать, не раскрываться полностью, что является нормальным явлением, как и то, что у него есть тайное желание найти такое лицо, которому можно доверить тайну и быть уверенным, что секрет останется при нем.

В личных отношениях сохранение тайны и является конфиденциальностью. Здесь речь в первую очередь идет о доверии, когда человек рассказывает ранимое и сокровенное другому в надежде, что все сказанное останется между ними. Человек волен сам выбирать, кому раскрывать свои секреты. Но если секреты раскрывают перед конкретным лицом, значит, они предназначены лишь для его ушей и ни для чьих более. Не теряйте доверия к себе, поскольку в следующий раз вам могут ничего не рассказать, если будут знать, что потом эти тайны станут известными всем.

Во-вторых, это вопрос открытости. Есть такие моменты в жизни каждого человека, которые он бы не хотел разглашать. Поэтому они и называются тайнами, поскольку не предназначены для широкого круга лиц. Хотели бы вы, чтобы самое сокровенное, что у вас есть, знали все люди? Хотели бы вы, чтобы ваши тайны стали известны всему миру? Если вы хотели бы свои секреты оставить втайне, тогда не удивляйтесь, что другие люди хотят того же самого. Если вам рассказывают некий секрет, то он предназначен именно для вас, а не для оповещения всему миру.

Сохраняйте тайны, которые вам доверяются. Таким образом, вы будете знать больше, нежели бы вы сплетничали за спинами людей, которые не захотели бы вам больше ничего рассказывать.

Что такое конфиденциальность?

Обычно в профессиональных кругах используется такой термин, как конфиденциальность. Что это такое? Это доверие, сохранение тайны или важной информации, откровенность. Простыми словами, конфиденциальность – это сохранение той информации, которая была высказана другим человеком, втайне от других ушей, глаз. Данного принципа придерживаются люди многих профессий:

  • Психологи, которым рассказывают пациенты свои сокровенные тайны и глубинные мотивы.
  • Юристы, которые получают приватную информацию о своих клиентах и обязуются ее не разглашать.
  • Врачи, которые присягаются о неразглашении диагнозов и методов лечения конкретных лиц, которые обращаются к ним за помощью.
  • Деловые люди, которые вынуждены хранить втайне всю информацию, полученную на деловых переговорах с целью сохранения доверия к себе.

Конфиденциальность очень важна в мире, где сеть Интернет уже не способствует сохранению тайн и секретов. Жизнь многих людей выставлена напоказ. О каких секретах здесь можно говорить? Если раньше распространением конфиденциальной информации занимались сплетники, соседи, враги, то сегодня достаточно сети Интернет, где можно найти практически все, что в нее запускается.

Человек вынужден молчать, если он желает, чтобы некую информацию о нем никто не знал. Однако молчать очень сложно, а порой и невозможно, особенно если речь идет о необходимости лечиться или предоставлять личные данные в государственные органы. Здесь очень важно, чтобы предоставленная информация в любом виде была сохранена в том формате, на который согласился человек.

Почему человек нуждается в сохранении важной информации втайне?

  1. Потому что ее можно использовать в злых умыслах. Чтобы у других лиц не было достаточно инструментов для причинения вреда человеку, необходимо, чтобы информация оставалась втайне и выдавалась лишь по необходимости.
  2. Потому что она причиняет боль. Здесь речь скорее идет о душевных секретах. Если человек раскроет некую информацию о себе, то ею можно его «уколоть», душевно ранить. Данная информация часто выдается близким родственникам, друзьям или психологам. Здесь важно соблюдать определенные принципы сохранения чужой тайны.

Во-первых, человек, раскрывая свою тайну, желает, чтобы любая ее фиксация оставалась у того индивида, которому она выдается. Если это друзья, тогда им выдается информация в виде слов – человек хочет, чтобы эти слова дальше не передавались другим лицам. Если это психолог, тогда он может письменно что-то фиксировать, делать аудио- или видеозаписи. Данный материал должен быть в руках только у психолога и не попадаться на глаза других людей.

Важно перед тем, как душевно общаться или проводить консультацию, обговорить вопрос, как именно можно фиксировать любую информацию, которая будет оглашена в течение беседы. Также здесь важно обговорить другой вопрос: кому данную информацию можно передавать еще? Пусть человек, который раскрывает свои данные и тайны, сам скажет, кому еще можно рассказать их. Если его просьба будет нарушена, тогда речь идет о разглашении конфиденциальной информации.

Конфиденциальность – это сохранение тайны другого человека, который ее раскрывает. В профессиональных кругах конфиденциальность является одним из главных принципов, на которых устанавливается доверие между обычным человеком и тем лицом, органом, организацией, в которую он обращается.

Можно использовать тайную информацию лишь в научных целях. Она при этом не должна содержать никаких данных, по которым можно определить лицо, о котором идет речь. Здесь не выдается имени, контактной информации и прочих данных, которые указывают на конкретное лицо. Также конфиденциальная информация может быть использована правоохранительными органами в крайнем и законном случае. В остальных ситуациях каждый профессионал, который обязуется сохранять конфиденциальные данные, должен придерживаться обещанного слова.

К сожалению, сохранение конфиденциальности даже при всех нынешних мерах остается под вопросом. Существует множество способов того, из-за которых происходит «утечка» информации и попадание ее в чужие руки.

  • Друзья могут рассказать чужие секреты, не удержав своих языков за зубами.
  • Записи могут попасть в руки третьих лиц, которые знают пароли или имеют ключи от тех систем, где хранится информация.
  • Данные попадают в руки недобросовестных работников, которые в своих корыстных целях ее используют, нарушая трудовые обязанности.

Конфиденциальность очень легко нарушается, поскольку информация в любом виде имеет контакт с человеком, который является неидеальным и может совершать ошибки.

Принцип конфиденциальности

Главный принцип конфиденциальности заключается в том, чтобы информация, которая раскрывается одним человеком другому, далее не разглашалась и не распространялась по инициативе того лица, который ее получил. Разглашать собственные тайны имеет право только ее владелец. Другие лица могут ее лишь воспринимать или получать, но не распространять далее.

Анонимность является одним из принципов конфиденциальности, когда происходит автоматическое неполучение важной информации. Когда человек не выдает о себе личных данных, а просто занимается решением своих вопросов, тогда автоматически тайное остается с ним и не передается в чужие уши.

Однако не всегда решение вопроса может сопровождаться анонимностью. Здесь важным становится принцип, когда информация, выдаваемая человеком, обязательно остается в руках или голове того, кому она предоставлялась.

Помимо соблюдения принципов конфиденциальности, важно обеспечение и предотвращение распространения информации. Это зависит от того человека, который получил конфиденциальную информацию. Это он должен сделать все, чтобы информация дальше не распространялась.

В профессиональных кругах подписывается специальный договор о неразглашении информации, что обязуются исполнять работники. В противном случае назначается штраф. В обыденной жизни все строится на доверии и даче обещания ничего не говорить другим людям. Как карается нарушение обещанного? Чаще всего разрывом отношений человека, который раскрыл свою тайну, с тем, кто ее разгласил после доверительного получения.

Принцип конфиденциальности очень важен в настоящее время, когда люди понимают, что личные данные выдавать о себе лучше не следует. Сплошь и рядом находятся уши, которые готовы потом злословить или выдавать чужую информацию в корыстных целях. Конфиденциальность зачастую сохраняется по двум причинам:

  1. Сам человек, который хранит тайну, ее никому не выдает.
  2. Сделан правильный выбор того лица, которому выдалась тайна и который сумел ее сохранить.

Государство не озабочено тем, чтобы личные данные об отдельных гражданах хранились втайне. Это следует учитывать, поскольку существует множество поощрительных мер, когда выдавать чужие тайны считается нормальным и желанным, нежели их сохранение.

Правило конфиденциальности

Правилами конфиденциальности являются:

  1. Кодирование. Информацию следует шифровать, другими знаками обозначать и хранить ее отдельно от всех записей, где кодировка используется.
  2. Контролируемое сохранение. Обговорить срок и формы хранения информации, а также дату ликвидации всей документации.
  3. Корректное использование. Тайная информация никому не будет разглашена, а также не будет использована с целью причинения вреда человеку, который ее выдал.

Зачем следует придерживаться правил конфиденциальности? Здесь дается 6 объяснений:

  • Сохранение неприкосновенности личной жизни, в которую и так многие желают влезть.
  • Сохранение контроля над собственной жизнью. Если важная информация не разглашена, тогда человеку ничто не может навредить.
  • Сохранение того статуса, который человек занимал и ранее.
  • Сохранение тех отношений и рабочих связей, которые уже установлены у человека с другими людьми, не знающими об его тайнах и секретах.
  • Установление доверительных отношений с тем, кому тайны раскрываются.
  • Развитие высоких моральных принципов у того человека, который сохраняет чужую тайну.

Итог

Личная жизнь становится достоянием общественности, когда человек все о себе рассказывает или доверяет свои тайны людям, которые не могут их сохранить. Вот почему важна конфиденциальность, которая направлена в первую очередь на установление доверительных отношений между людьми. Умение человека сохранять чужую информацию втайне приводит его к хорошему итогу – другие люди обращаются к нему еще.

Это очень важно в профессиональной деятельности, особенно той, где люди вынуждены раскрывать о себе личные данные и не желают, чтобы она передавалась обществу.

Нифонт Долгополов:

В связи с интенсивным обсуждением в официальной прессе и соцсетях (tass.ru›skandal-vokrug-57-y-shkoly и др.)случаев сексуальных контактов педагогов со старшеклассницами и мальчиками-школьниками в 57 школе в г. Москве, мне как практическому психологу с большим стажем и администратору психологического института (МИГИП), неоднократно имевшему дело с различного рода "этическими случаями" и юридическими претензиями, хочется высказать свое мнение (подчеркиваю СВОЕ, хотя форма высказывания может выглядеть категоричной) про «правила конфиденциальности», на которые часто ссылаются психологи (вследствие чего информация о начальных случаях сексуального использовании учащихся в упомянутой школе «опоздала» ни много, ни мало - на двадцать лет!). Осторожно: текст длинный и профессионально-нудный...

1.Для начала выдержки из Этических кодексов (далее ЭК), использующихся в России и задающих ориентиры для практики психолога в области конфиденциальности:
Этический кодекс психолога Российского психологического общества (2012 г.)
«… 1.1 Уважение достоинства, прав и свобод личности...

…Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц. ..
1.2. Конфиденциальность
1. (i). Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
2. (ii). Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.
3. (iii). Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
4. (iv). Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
5. (v). Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
6. (vi). Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.
7. (vii). Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.»
Этический кодекс педагога-психолога
«…Принцип конфиденциальности
1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста; в случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.).
7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.»
И наконец, кодекс для практического психолога - кодекс для гештальт-терапевта, взятый из Европейской ассоциации гештальт терапии (EAGT), которым в основном пользуется российское профессиональное гештальт сообщество (Ассоциация русскоязычных гештальт институтов - АРГИ и др. организации).
Кодекс EAGT- АРГИ
«…B.3 Конфиденциальность
B.3.1 Все происходящее между гештальт-терапевтом и клиентом расценивается как конфиденциальное (за исключением особых обстоятельств - см. абзац B. 7 ниже).
B.3.2 Хранение персональных данных клиентов, включая записи случая, подчинено соответствующим национальным юридическим и профессиональным правилам.
B.3.3 Гештальт-терапевт заботится о том, чтобы лично идентифицируемая информация не просачивалась через сеть других конфиденциальных отношений, как например супервизии.
B.3.4 Если гештальт-терапевт желает использовать определенную информацию, полученную в ходе работы с клиентом, в лекции или публикации, необходимо получить разрешение клиента и сохранять строгую анонимность, чтобы гарантировать, что клиент не может быть опознан - изменяя имена и даты, а также с помощью маскирующего процесс стиля изложения и использования соавторства.
B.3.5 Если Гештальт терапевт желает использовать материал определенного кейса с целью изучения этого кейса, отчетов или публикаций, он/она получает согласие клиента везде, где это только возможно, и защищает анонимность клиента.
B.3.6 Видео-, фотосъемка и аудиозапись требует разрешения клиента или письменного разрешения его/ее адвоката.
B.3.7 Если общественные или частные организации, такие как суд или страховая компания, запрашивают у терапевта данные относительно клиента, терапевт следует национальным законам. Он должен при этом обсудить это с клиентом в манере, которая наиболее щадящим образом повлияет на терапевтический процесс…
…B.7 Исключительные Обстоятельства
B.7.1 Могут возникнуть обстоятельства, где Гештальт-терапевт должен принять меры, защищающие клиента и/или его/ее окружение, когда клиент считается недостаточно способным к самоконтролю. В тех случаях, когда имеются основания предполагать, что клиент больше не хочет или не может нести ответственность за свои действия, его следует проинформировать относительно изменений в соглашении, касательно конфиденциальности.
B.7.2 При контакте с клиентом, которого терапевт рассматривает, как потенциально относящегося к сфере «исключительных обстоятельств», стоит попросить клиента дать имя человека, к которому можно будет в исключительном случае обратиться. В этой ситуации поправка к договору конфиденциальности будет строго ограничена фактами и временем, необходимым клиенту, чтобы восстановить ответственность за свои действия.
B.7.3 В случае индивидуальных и/или коллективных чрезвычайных событий (например: индивидуальная и/или коллективная угроза жизни, социальные беспорядки, войны, стихийные бедствия и т.д.) гештальт-терапевт постарается придумать, если обстоятельства это позволят, особую форму работы, чтобы сохранить автономию клиента и профессиональную конфиденциальность.
B.7.4 В тех случаях, где психотерапия является частью более широкого процесса, направленного на благополучие клиента, гештальт-терапевт защищает его автономию и профессиональную конфиденциальность. Это в особенности относится к случаям, где психотерапевтическая работа была инициирована какого-либо рода «комиссией» (работа в больнице, работа с организациями, работа с несовершеннолетними, с «меньшинствами» и т.д.), или работе в команде с другими сотрудниками здравоохранения. Гештальт-терапевту стоит прояснить характеристики этого контракта еще на начальной стадии заключения контракта с его клиентами и другими вовлеченными представителями/профессионалами, и связываться с третьей стороной только после того, как согласие клиента будет получено.»

2. Первый комментарий. О функциях ЭК.
Все этические кодексы выполняют две функции: дают этические ОРИЕНТИРЫ для профессиональной деятельности и информируют клиентов, участвующих в этой деятельности, но не обладают КАКОЙ-ЛИБО ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ (наказывающей) ФУНКЦИЕЙ. При «нарушении» того или иного пункта кодекс лишь обозначает этически-профессиональную позицию: данное действие «нехорошо» и «неполезно» для профессиональной деятельности, или для клиента, или для самого психолога, или для всех И ТОЛЬКО. Почему я про это пишу - потому что многие клиенты, пишущие в этические комитеты жалобу на того или иного психолога, напрямую добавляют: «накажите!» (или подразумевают это действие), и потом обижаются. если этого не происходит. Еще раз повторяю: ЭК не наказывают, а экспертируют, предлагают конфликтующим сторонам вступить в диалог или дают рекомендации. НО НА ОСНОВАНИИ экспертизы ЭК общественные профессиональные объединения (например, ассоциации) или профессиональные институции (институты, центры и т.п.) в пределах своей компетенции могут предпринять различные действия, в основном направленные на улучшение деятельности психолога или коллектива психологов, защиту интересов клиентов. В отдельных случаях действия администрации могут носить предупреждающий или наказывающий характер, вплоть до отстранения конкретного психолога от определенного вида деятельности или исключения сотрудника из состава организации (но опять же действия правомерны в пределах административных полномочий).
2. Второй комментарий. ЭК и Законы.
Уголовная или гражданская юридическая ответственность психолога наступает только в рамках принятого в стране Закона, зафиксированного, в частности, в Уголовном Кодексе. Часто отношения Закона и Этического профессионального кодекса к тому или иному событию существенно различаются. Например, сексуальные действия учителя/психолога по отношению к старшеклассницам, безусловно осуждаются этическим кодексом педагога-психолога (см. пункт соответствующего ЭК о недопустимости ИСПОЛЬЗОВАНИЯ школьников сотрудниками школы), и администрацией школы должны быть жестко пресечены.
А Закон может относиться к этим действиям учителей неоднозначно: если школьницы достигли так называемого возраста сексуального согласия (например, для России- 16 лет), то учитель не подпадает под статью о сексуальном совращении; если доказать, что школьник/клиент является ЗАВИСИМЫМ от учителя/психолога, и его сексуальное согласие в принципе не может быть «добровольным», то только тогда учитель/психолог попадает под статью о сексуальном насилии. В отношении гомосексуальных контактов педагогов/психологов со школьниками правила Этического кодекса и Закона совпадают и запрещение не зависит от возраста школьника.
3. Третий комментарий. Правило конфиденциальности и реальность.
Ну а теперь про конфиденциальность. Конечно, во всех кодексах присутствует идея о МАКСИМАЛЬНОМ ОГРАНИЧЕНИИ «выноса» информации из консультативных/ психотерапевтических отношений за пределы этих отношений. Прежде всего не ради безопасности в социальном смысле, а для создания доверительной атмосферы в отношениях с психологом, не требующей перманентного контроля своих переживаний и высказываний. Для создания «близких отношений», в рамках которых могут быть открыты самые «стыдные», самые «опасные» для личности клиента переживания. Что чрезвычайно полезно для консультативной и терапевтической работы.
ОДНАКО, и клиент, и психолог понимают, что АБСОЛЮТА не бывает! Известно, что клиенты часто делятся содержанием терапии со своим партнером по жизни (особенно, если он/она оплачивают терапию!), !), а часто даже манипулятивно цитируют: «А мне мой психолог сказал, чтобы я…». А психолог обсуждает нюансы работы с супервизором, а своими эмоциональными состояниями во время работы, конечно, делится со своими близкими или коллегами… Поэтому как ни парадоксально, обсуждение с клиентом РЕАЛЬНОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ и случаев «выноса информации» из консультативных /терапевтических отношений, только укрепляет доверительность в этих отношениях. Ведь главным является не вообще вынос любой информации, а распространение сведений, КОМПРОМЕТИРУЮЩИХ тем или иным образом клиента, его репутацию, имидж, личность в целом. Если клиент заранее знает, за что реально отвечает психолог, а что не может контролировать, уровень доверия и безопасности клиента сильно возрастает.
Полезно сразу обсудить (и, если возможно, даже зафиксировать письменно) ситуации, когда определенная информация «выносится» психологом: когда клиент делится информацией, которая представляет реальную угрозу жизни других людей или его собственной (суицид); когда клиент сообщает психологу о противозаконных действиях; когда правоохранительные органы или страховые компании запрашивают информацию о клиенте; когда психолог обсуждает «кейс» со своим супервизором или в учебном контексте. При этом важно подчеркнуть клиенту, что даже в случае передачи информации, которая может быть опасна или противоречит интересам клиента (в этом смысле пункт первый в кодексе педагога-психолога - см. выше - в реальности невозможен), психолог постарается максимально защитить клиента и не употреблять интерпретации, которые могут скомпрометировать клиента, а опираться только на факты.
Хорошо бы обсудить с клиентом и случаи, когда клиент делится «конфиденциальной» информацией - например, в случае, если клиент жалуется в администрацию Центра на работу психолога, полезно максимально доносить фактологический материал и контекст работы психолога, а не скрывать информацию за общими суждениями и оценками.
4. Четвертый комментарий. Психолог и Организация.
Я выделил в отдельный пункт обсуждение взаимодействия психолога и ОРГАНИЗАЦИИ, к которой он принадлежит, или по контракту с которой он работает, поскольку в российском психологическом сообществе, на мой взгляд, в этом месте много путаницы. Если частный психолог отвечает за безопасность, полезность психологической работы с клиентом САМОЛИЧНО, то в тех случаях, когда психолог работает под эгидой какой-либо ОРГАНИЗАЦИИ, то как правило, ОРГАНИЗАЦИЯ несет ответственность за результативность работы, за конфиденциальность и другие аспекты психологической работы с клиентом, и собственно юридически клиент заключает договор с ОРГАНИЗАЦИЕЙ. Поэтому «закрывание» психологом информации от ответственных лиц «своей» организации (что зачастую наблюдается) вообще-то является абсурдным.
Другое дело, что клиент все-равно может испытывать дискомфорт от такого распространения информации, да и администрация психологических центров в России не всегда знакома со своей ответственностью за конфиденциальность информации. В связи с этим психолог может обсудить с администрацией организации, что он не сообщает без необходимости подробности личной/внутренней жизни клиента, но уж ни в коей мере психолог не имеет права просто самовольно «не предоставлять» информации о клиенте администрации, под предлогом «принципа конфиденциальности». И разумеется, клиент должен быть предупрежден о таком «командном» хранении информации. Собственно, именно это обсуждается в пункте В.7.4 ЭК гештальт-терапевта ЕАГТ про включенность психолога в более широкий процесс и систему.
Я на своем личном опыте столкнулся с «командной ситуацией ответственности» на международном Интенсиве GATLA, когда мой терапевт (я был супервизором) попытался закрыть от администрации «конфиденциальную» информацию, полученную от клиента о том, что клиент является ВИЧ инфицированным, и не уведомил об этом ни администрацию Интенсива, ни своего партнера по комнате, в которой он жил на Интенсиве. Администрация Интенсива напомнила мне как супервизору и моему терапевту, что в этой ситуации мы оба просто обязаны сообщить администрации данный факт, поскольку именно она несет юридическую/финансовую ответственность, если неинформированный партнер по комнате «вдруг» заболеет СПИДом и выставит гигантский финансовый иск к администрации Интенсива.
Клиент может быть тоже включен в «более широкую систему» в рамках своей жизни - например, является несовершеннолетним, зависимым (психологически или финансово- его сеансы оплачивает другое лицо), проходит так называемую «принудительную психотерапию» и т.д. В этих случаях он также ОБЯЗАН предоставлять другим лицам, не вовлеченных непосредственно в терапевтический процесс, некую информацию о процессе собственной терапии/консультирования. Объем и содержание этой информации является предметом переговоров как с психологом, так и с представителями этой «более широкой системы» клиента.
5. И последний комментарий. Конфиденциальность о консультанте/терапевте.
Мы уже касались выше того факта, что не только профессиональный психолог отвечает за разумное ограничение распространения информации о консультативных/терапевтических процессах, но и сам клиент. Тем не менее мне кажется важным еще раз вернуться к этой важной теме.
Исторически сложилось, что психотерапия/психологическое консультирование прежде всего позаботилась, чтобы зафиксировать в ЭК правила поведения профессионала-психолога (что понятно - надо оптимально регламентировать деятельность специалиста). В результате в общественном мнении часто бытует предположение о том, что конфиденциальность соблюдает Психолог, а Клиент свободен от таковых обязательств. При использовании экспертных психологических методов (с чего начиналась психотерапия и психологическая практика) - психоанализа, бихевиоральной -поведенческой терапии - личность психолога в терапевтическом процессе достаточно закрыта и защищена.
С развитием так называемых гуманистических психологических методов, предполагающих большую ответственность клиента, достижение результатов терапии за счет диалогического контакта, психолог принципиально более открыт в контакте, делится своими эмоциональными переживаниями, фактами из собственной жизни и т.п. Вследствие чего психолог-профессионал нуждается в не меньшей защищенности в плане конфиденциальности!
Но поскольку в ЭК этого не впишешь - там нет правил для клиента, то обычно данная регламентация записывается в специальный контракт с клиентом - там же кстати описываются санкции в том случае, если клиент/терапевт пропускает назначенную сессию, опаздывает, правила изменения сеттинга без штрафных санкций и др. Резюме: клиент также несет ответственность за конфиденциальность информации, касающейся психологической работы с ним и личности психолога.
«Эпилог».
Возвращаясь к случаям сексуального контакта учителей со школьниками, обсуждение которых в Фейсбуке сподвигло меня к написанию этих комментариев, и ни в коем случае не оценивая действия конкретных психологов в конкретной школе, поскольку знаком только с массмедийными «фактами», которые, как известно, надо перед рассмотрением непонятно насколько множить и делить, позволю себе высказать экспертно- профессиональное мнение о том, как, на мой взгляд, было бы корректно действовать психологу в случае получения информации о сексуальном взаимодействии учителей и школьников.
При этом буду опираться на свой прошлый опыт руководителя психологической службы в двух известных в Москве школах - в «Школе Самоопределения» №734 (Директор -А.Тубельский) и в УВК «Измайлово» № 1811 (Директор - А. Рывкин) и буду описывать ниже свои действия из роли руководителя таковой службы. Опять же подчеркиваю, что выражаю здесь исключительно СВОЕ мнение, а не СОЦИАЛЬНО ПРАВИЛЬНОЕ, но надеюсь, что оно может быть полезным при формировании собственного мнения читателя).
Если к психологу службы обратилась бы за психологической помощью/поддержкой школьница старше 16 лет и рассказала бы о сексуальной связи с сотрудником школы, я бы ПОТРЕБОВАЛ от психолога сообщить в адекватной форме школьнице о том, что данная информация в каком-то виде ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть донесена до сведения администрации школы, и обсудить с клиенткой, в какой наиболее защищенной форме (для нее и для учителя) это возможно сделать.
Напомнил бы психологу о том, что необходимо быть максимально поддерживающим по отношению к клиентке (независимо от того, переживает ли она свои сексуальные отношения как романтическую взаимную любовь, или как насилие), но быть ясным при информировании клиентки о том, что данные отношения противоречат школьному кодексу и неизбежно вызовут социальную конфронтацию. И еще попросил бы психолога обязательно взять письменное подтверждение ее добровольного согласия на сексуальные отношения или подтверждение того, что она считает их в той или иной степени принуждением со стороны учителя (поскольку от этого зависит является ли психолог и я как руководитель службы в случае БЕЗДЕЙСТВИЯ соучастниками социально квалифицируемого ПРЕСТУПЛЕНИЯ или нет).
Психолог, на мой взгляд, ОБЯЗАН сказать клиентке, что в его ОБЯЗАННОСТИ также входит разговор с Учителем - сексуальным партнером (поскольку в рамках школы Учитель в данной ситуации является вынужденным подопечным клиентом), и обсудил бы с клиенткой ее возможные пожелания к этому разговору и возможности удовлетворения ее ожиданий.
Если бы администрация школы и сам учитель не предприняли бы никаких усилий по решению данной ситуации (либо начали бы «тормозить», сначала пообещав что-то сделать), я бы сообщил им, что в МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ как руководителя психологической службы входит в таком случае информирование высших инстанций в сфере образования, либо в случае переживания клиенткой ситуации как НАСИЛИЯ - обращение в правоохранительные органы. (Под «решением данной ситуации» подразумевается не некий «хэппиэнд», а различные возможные действия - остановка сексуальных отношений, оформление брачных отношений - которые снимают часто уголовную ответственность даже при ситуации насилия, разговор директора и учителя с родителями школьницы и др.).
При ситуации насилия, или в том случае, когда школьнице было бы менее 16 лет, или сексуальные отношения гомосексуальны, я как руководитель службы, дал бы указания психологу или самостоятельно предпринял бы меры по ПРЕКРАЩЕНИЮ обсуждаемых сексуальных отношений В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ, когда мною была бы получена информация об этих отношениях (о чем необходимо было бы уведомить, конечно, клиентку/ клиента и отвечающих за них лиц, а также администрацию школы). Поскольку в случае драматических событий - последствий данных сексуальных отношений (например, попыток суицида, суицида или других насильственных действий), ОТВЕЧАТЬ ЗА ПРОМЕДЛЕНИЕ пришлось бы в том числе руководителю психологической службы и психологу.
Если бы подчиненный мне психолог отказался бы (возьмем крайний случай) выполнять мои требования как руководителя службы, я попробовал бы еще раз обсудить с ним мои аргументы, но в случае его ПРИНЦИПИАЛЬНОГО НЕСОГЛАСИЯ с обсуждаемыми мной стратегиями и ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ДРУГИХ ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ с клиенткой (в частности, блокировки от всех полученной информации), я позволил бы отстранить данного психолога от консультативной/терапевтической работы с данной клиенткой В РАМКАХ ШКОЛЫ (я не могу запретить ему частную практику с данной клиенткой).
В дальнейшем я мог бы рекомендовать психологу обсудить этот кейс с супервизором, а в случае его отказа и «упорствовании» в стратегиях работы, противоречащих принципам психологической работы с насилием в рамках специализированного консультативно/ терапевтического направления (в частности, гештальт- метода), я мог бы обратиться в этический комитет соответствующей ассоциации с целью получить «третейское мнение» по данному кейсу и вообще по стратегиям работы этого психолога. И в случае подтверждения моего предположения об опасности деятельности психолога в сфере школьного образования, я как руководитель службы мог бы предложить ему не работать в нашей команде психологической службы.
Для того, чтобы ставить вопрос перед соответствующей профессиональной психологической ассоциацией о полной дисквалификации какого-либо практического психолога, требуется намного более серьезный анализ фактических действий психолога-практика и доказательств его «вредоносности». Честно говоря, я не слышал о подобных случаях в российском контексте. С попытками привлечения психологов к уголовной или гражданской ответственности я неоднократно сталкивался, но не слышал опять же, чтобы кому-то присудили какой-либо срок лишения свободы. Не знаю, радоваться этому или огорчаться…

Что бы при лечении я не увидел или не услышал (а также и вне лечения, в бытовом окружении), о чем не следует распространяться, того я не разглашу, считая это священной тайной.

Из клятвы Гиппократа

О конфиденциальности упоминается в работах по этике психолога , но профессиональная тайна в них не упоминается и как будто отсутствует. Это не так.

Принцип сохранения профессиональной тайны, конфиденциальности (от лат. confidential - доверие) общий для всех профессий. Это культура и опыт сохранения сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях, рецептах. Если в личных отношениях от человека ожидают искренности и открытости, то профессиональная мораль диктует, что специалист всегда должен помнить о необходимости сохранения в тайне специальной информации, связанной с его работой. Профессиональная тайна пришла в этику специалистов еще из клятвы Гиппократа.

В советское время были неизвестны такие формы хранения служебной информации, как коммерческая тайна, поскольку между предприятиями не было конкуренции, не был известен нашим людям и промышленный шпионаж, но была широко понимаемая «военная, государственная тайна». Холодная война, противостояние СССР с миром капитализма формировали понимание важности сохранения главной, государственной тайны, под которой понималось все, что может раскрыть «противнику» как достижения, так и недостатки советской системы. Поскольку государство полагало, что от него у граждан секретов быть не может, само оно интересовалось всем. Диагнозы, личные отношения, приватные разговоры, читательские интересы - все, что в обществе относится к вопросам частной жизни и поэтому должно быть закрыто, было интересно представителям госбезопасности, партийных органов, администрации предприятий. От советской системы не только в работе госорганов, но и в деятельности многих современных служб, организаций осталось пренебрежение личными данными, привычка собирать и спрашивать о человеке как можно больше. Сегодня эти данные вывешиваются в Интернете, доставляя их субъектам немало огорчений, поскольку могут использоваться и, к сожалению, подчас используются в корыстных интересах. В СССР нарушения морали называли «пережитками капитализма», сегодня некоторые доставшиеся от СССР пренебрежительные формы отношения к людям пора уже именовать «пережитками советизма». Профессиональным психологам важно максимально строго придерживаться позиции неразглашения данных о людях: это не только должно способствовать повышению уровня культуры общения, но и упрочивать доверие к психологам, способствовать популяризации их услуг.

Конфиденциальность и тайну следует различать. Под профессиональной тайной понимаются сведения о технологиях, новшествах, особенностях деятельности, принципах и методиках работы с клиентами (пациентами), способы изготовления и хранения лекарств, наркотиков, взрывчатых веществ и т.д., могущих затрагивать интересы безопасности государства и отдельных людей, коммерческие интересы фирмы, специалиста, патентованные или нет.

Во всем мире они тщательно охраняются. Конфиденциальность, по-видимому, в первую очередь касается частной жизни, неприкосновенности личности. И если необходимость хранения государственной тайны сегодня поддерживается специальным законом о государственных служащих, оговаривается в контрактах в частном секторе, то вопросы конфиденциальности приходится решать путем проб и ошибок.

Профессиональная тайна - специальная информация, ставшая известной специалисту в процессе работы и не подлежащая разглашению. Специальное хранение документов, связанных с такой информацией, правила их уничтожения, применение специальных кодов, а также неразглашение самого факта наличия подобной информации, является принципиальным в государственной и военной службе, в отделах разработок, МЧС и т.п.

Профессиональная тайна может иметь статус государственной, военной, коммерческой, врачебной и т.п., предусматривать различные степени ответственности от сугубо служебной до уголовной. Работая в такого рода учреждениях, психолог должен помнить о своей ответственности.

Однако до сих пор тайна тайны не всем очевидна. И дело не в несознательности отдельных граждан. Общество заинтересовано в нераспространении оружия, в особенности оружия массового поражения, в недопустимости манипулирования массовым сознанием, каждая фирма, предприятие имеют свои коммерческие тайны и хотят их сохранить. В то же время общество заинтересовано в гласности разработок в области ядерной физики и их применения, химических исследований, статистики преступлений и распространения особо опасных заболеваний, эпидемий, условий проведения испытаний лекарств и прочих ситуаций, когда под покровом тайны могут готовиться новые, угрожающие безопасности людей виды оружия, лекарств, психотропных веществ, методики манипулирования, скрываться сведения о надвигающихся стихийных бедствиях и катаклизмах и т.п. Гласность и доступность общезначимой информации с одной стороны, и неукоснительное соблюдение служебной тайны - с другой - закрепляются соответствующими нормативными актами. Нужно, чтобы были тайны, а не секреты. Так, например, на каждой этикетке можно прочитать, из чего состоит продукт, его калорийность, сроки изготовления и хранения - это не секрет. Но ни одна уважающая себя фирма не станет печатать на этикетке рецепт изготовления своего товара, потому что это и есть ее тайна. В работе психолога точно также существуют свои тайны и вопросы конфиденциальности. Профессиональная тайна в работе психолога, как и в любой другой профессии, касается нескольких аспектов безопасности личности и общества.

Это, во-первых, социальный аспект - необходимость сохранять в тайне рецепты, рецептурные бланки, места хранения сильных анальгетиков и психотропных препаратов, вызывающих привыкание и зависимости. Профессиональная тайна в психологии и психиатрии означает также неразглашение посторонним сведений о способах получения наркотиков и местах их хранения.

Во-вторых, в тайне должны сохраняться условия безопасности офиса и его сотрудников - коды сигнализации, сейфов, доступ к компьютерным программам, документам, внутренней информации.

В-третьих, недоступными для пациентов, посторонних должны быть методики работы, собственные разработки сотрудников, их журналы, дневники наблюдений, файлы научных разработок.

Конфиденциальность в психологии в первую очередь касается неразглашения данных о пациентах и клиентах, о поводах обращения. Это также неразглашение проблем консультирования, тестирования, терапии психопатологий, учета больных, лиц, состоящих на учете в психологических диспансерах, лиц, проходивших лечение или реабилитацию после психологических травм или каких- либо иных ситуаций. В каждом случае речь идет о соблюдении определенных норм сохранения информации, об узком круге лиц, которым она доступна или необходима. Каждому психологу желательно ограничивать обсуждение психологических проблем людей в беседах с коллегами, родственниками, отказываться от соблазна привести пример: «вот в моей практике был случай...», вообще, психолог не должен, не имеет права судачить по поводу своей работы с кем бы то ни было. Конечно, допустимы и желательны консультации с коллегами, супервизорами по поводу сложных случаев, собственных неудач, вопросов. Но при этом конкретные имена не называются, ситуации по возможности вуалируются. Исключение составляют случаи, когда необходима помощь, срочное вмешательство коллег, правоохранительных органов. Это особо оговоренные случаи угроз суицида, расправы с обидчиками, подготовки терактов, состояний, угрожающих безопасности людей (например, неадекватный водитель или пилот).

Профессиональная тайна психолога может касаться конкретных лиц и рассматриваться как условие сохранения их автономии. Это может быть секретная инструкция для коллег, участвующих в проводимом эксперименте в качестве ассистентов. Или же ключ к тесту, представляющий собственность исследователя или еще не опубликованные данные, полученные им лично.

Конфиденциальность требует не называть имен испытуемых при проведении экспериментов, не передавать сведений о поведении отдельных лиц во время испытаний (см. параграф 7.1 «Этика научного исследования в психологии»), не разглашать результатов интервью, тестов без надлежащего повода. В кодексе Российского психологического общества отмечается: «Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку...

Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально...

Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента» .

Вместе с тем психолог обязан, как всякий специалист, стремиться к максимальной открытости своей деятельности, не прибегая к обману и ложной многозначительности в своей работе. Он не должен скрывать от консультируемых ни своей профессии, ни целей бесед, ни возможностей методик, ни прогнозируемого результата. Это называется информированным (осведомленным) согласием. Вместе с тем психолог должен сознавать важность сохранения максимальной компетентности и ответственности в своей работе.

  • См., например: Этический кодекс психолога. URL: http://andreevg.ru/down-load/ethics.pdf (дата обращения: 07.05.2016).
  • Этический кодекс психолога. URL: http://www.pno.pcj)/rpo/documcntat:ion/ethics.php (дата обращения: 08.05.2016).
© 2024 Уход за ногтями